Тренинг для родителей второй младшей группы «Влияние стиля общения с ребёнком на его успешность в будущем»
Тренинг для родителей второй младшей группы
«Влияние стиля общения с ребёнком на
его успешность в будущем»
Как привлечь современных родителей
к жизни детского сада? К вопросам воспитания и развития своих деток? Как
ненавязчиво дать информацию по вопросам «правильного» воспитания детей
дошкольного возраста, чтобы ребенок чувствовал любовь, поддержку и понимание
в семье?
Современные семьи часто нуждаются
в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской
компетентности, выработать правильную стратегию воспитания своего ребенка. С
этой целью мы проводим различные формы работы с родителями в детском саду,
одна из которых это тренинг для родителей. В ходе тренинга мы предпочитаем
деловую позицию «рядом», во время которой педагог находится рядом с
родителями в их отношении к ребенку, его воспитанию, обучению и развитию.
Цель тренинга: психолого-педагогическое
просвещение и психологическое сопровождение семей.
Задачи:
·
показать родителям как влияет стиль общения с
ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей
жизни;
·
познакомить родителей с приёмами более эффективного
общения с детьми;
·
формирование и развитие навыков рефлексии
взаимоотношений родителей с ребенком;
·
приобретение родителями нового чувственного опыта
при общении и взаимодействии с детьми.
Ход тренинга.
Участники тренинга располагаются
по кругу.
1. Знакомство – приветствие.
Цель: способствовать установлению
контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.
Каждый участник представляется и
кратко рассказывает о себе. Например: Меня зовут_______, моего сына (дочь)
зовут__________. Моя основная деятельность__________. В свободное время я
люблю___________.
2. Обсуждение в кругу «Общение – это…»
Цель: создать атмосферу общности;
дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к
анализу этого опыта.
Вопросы к участникам: Как вы думаете, что же такое
общение в целом? И насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с
ребенком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении?
Участники отвечают на вопросы и
обмениваются опытом общения со своими детьми дома.
Ведущий обобщая высказывания:
«Общение – один из главных видов деятельности человека, устремленный на
познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается
взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с
целью достижения общего результата (М.И.Лисина)»
3. Мини – лекция « Значение
общения со взрослым для развития ребенка»
Цель: показать важность общения
родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в
будущем.
Общение ребёнку необходимо, также
как пища.
Общение ребёнка с окружающими
взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития.
Ребенок овладевает знаниями,
навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только
через взрослого.
А вот дефицит этого общения, ласки
и любви нарушают развитие маленького человека. Ведь именно в эмоциональном
общении с близкими взрослыми закладываются основы будущей личности!
Современные исследования
показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и
бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.
Стиль общения взрослого с ребенком
бывает:
1. Авторитарный (я выше, лучше,
сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше
для тебя!)
2. Либерально-попустительский (мне
все равно, делай что хочешь)
3. Демократичный или «Личностно
центрированный» (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность
того человека, с которым ты сейчас общаешься)
«Проблемные», непослушные»,
«гиперактивные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные»,
«тревожные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Родителям, также стоит помнить о
том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы это залог эмоционального
благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в
семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои
чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство
другого.
4. Обсуждение в кругу «Безусловная
любовь…»
Цель: поговорить о способах
выражения безусловной любви к своему ребенку, способах принятия его; а
также как правильно выражать недовольство ребенком, не задевая его чувств.
Вопросы к участникам:
- Как вы думаете, как же надо
общаться с ребёнком? (2-3 ответа родителей)
В первую очередь нужно принять
своего ребенка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и
капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему
про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда
и он будет стремиться к общению.
Нам в этом случае, очень нравятся
советы профессора Московского университета Юлии Борисовны
Гиппенрейтер в её книге «Общаться с ребёнком. Как?» (очень советуем
всем прочитать!)
«Прежде всего надо безусловно
принимать ребенка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за
то, что он Ваш, за то, что он есть!»
Потребность в любви это одна из
основных, базовых потребностей каждого человека, а ее удовлетворение для
ребенка условие его нормального, полноценного развития.
- А как же можно выражать свою
любовь к ребёнку?
- Конечно, это и слова любви, и
объятия, сказка перед сном, купание в теплой ванне, ваш ласковый взгляд,
слова поддержки «Я знаю, у тебя все получится!», одобрения «Ты у меня самый
хороший, любимый, способный, умный, красивый!», признания «Ты мне очень нужен,
ты мне очень дорог!»
- А Вы обнимаете своего ребенка?
Смешной вопрос, конечно! А
вот известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует
обнимать ребёнка от 8 раза в день, и это только для выживания и хорошего
самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто
хорошего человека… посчитайте сами! И обнимайте ребенка столько сколько вы с
ним рядом в течении дня, и это как витамины, нет запаса в организме, нужно
каждый день получать витамины через пищу, а любовь через вас, родителей!
- Как Вы выражаете своё
недовольство ребёнком?
Кричите на него? Шлепаете? Ставите
в угол? Или спокойно объясняете свое недовольство, высказываете СВОИ чувства
по поводу ЕГО поведения. И предлагаете альтернативу «плохому» поведению?!
Ведь если мы кричим на ребенка,
шлепаем, и даже критикуем, он делает свой собственный маленький вывод : «Меня
не любят». И как потом он будет доверять людям, близким, миру….
5. Упражнение «Я –высказывание»
Цель: познакомить родителей с
«Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно
негативных.
Как же лучше объяснить маленькому
ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство?
Предлагаем эффективную модель, она
называется «Я-высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы
говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ
переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные
местоимения: я, мне, меня.
Схема «Я-высказывания»:
1. сообщаем о своем чувстве от
первого лица («Я расстраиваюсь… )
2. говорим о причине негативного
чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки
после игры…)
3. говорим о своем желании,
пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все
игрушки на свое место»)
А сейчас давайте потренируемся,
каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои
эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя в «Я-высказывании».
(см. Приложение 2)
Счастливость и успешность каждого
человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он
вырос, живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве.
6. Опросник «Общение родителей с
ребенком»
Цель: дать возможность
родителям задуматься над своим общением с ребёнком дома.
Родителям предлагается заполнить
опросник (см.Приложении 1).
7. Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям,
насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной
литературы.
Давайте посмотрим, как же мы
общаемся с ребенком при чтении художественной литературы, в частности сказок?
Трем участникам предлагаются
детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки,
отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая
взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и
мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается
ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда
совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное
чтение, глаза в глаза? Каков вывод, как лучше преподносить художественную
литературу ребенку?
8. Упражнение «Вы описываете,
ребенок сам себя оценивает».
Цель: познакомить родителей со
способами поддержки ребенка через похвалу.
Как же мы хвалим ребенка? Как
выражаем ему свое одобрение, поддержку?
Кого и что хвалить — самого
ребенка или его дела?
В раннем детстве мы восторгаемся
малышом, чтобы он сделал (первые шаги, первые слова) отмечая все его успехи,
восхищаемся им самим, а вот в дошкольном возрасте наши слова восхищения и
поддержки превращаются, часто в слова осуждения. Например, мы попросили
малыша убрать за собой игрушки, он убрал половину и сидит довольный своей
«работой», что ж е делаем мы? Хвалим, за то, что УЖЕ сделал или ругаем за то,
что он ЕЩЕ не сделал? Задумайтесь над этим.
И вместо того, чтобы осуждать за
неудачи, лучше поддержать ребенка за его успехи и достижения, пусть и
маленькие!
Есть один замечательный способ
похвалить ребенка, безоценочно: «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает».
Представим ваш ребенок принес домой из детского сада листок, на котором
что-то «нарисовано» и спрашивает вас: «Красиво?», можно ответить
автоматически: «Да, очень красиво, молодец». Но лучше опишите то, что видите:
«Ты нарисовал вот здесь дом…из трубы идет дом…тут интересные завитушки….внизу
что-то синее…» И тогда ваш ребенок с радостью подтвердит, что именно это он и
нарисовал, а еще подхватит и расскажет, что еще здесь есть. Теперь ребенок
свободен и сам оценит свою работу.
Дети сами оценят себя и свои
способности, если вы похвалите его за конкретный поступок, поделку, рисунок,
действие. Главное - старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается.
Это повысит уверенность ребенка в себе, его самооценку и принятие себя как
способного и успешного человека.
9. Игра «Мой идеальный ребенок»
Цель: помочь родителям увидеть
своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на
зоне ближайшего развития ребенка.
Ведущий предлагает родителям
назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном
ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка перевести
по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока
еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например: «УНаталья
Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает
маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда
придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал более
внимательным».
10. Заключение.
Цель: подвести итоги собрания
–практикума, рефлексия.
Давайте обобщим все сказанное и
вместе резюмируем приемы общения с ребенком в семье.
Рефлексия: передавая мячик расскажите о
своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя
чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их
возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку
и в практику общения со своим ребенком?
Использованная литература:
1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная
книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008 г.
2. В.Сатир Вы и ваша семья: Пер. с
англ. Р.Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
Приложение 1.
Опросник «Общение родителей с
ребенком»
Инструкция: Уважаемый родитель!
Отметьте, пожалуйста, те виды деятельности, которыми вы занимаетесь с
ребенком, и как часто. Спасибо.
Приложение 2.
Ситуации для упражнения
|
Комментарии