Взаимосвязь игры и общения
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки
семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды
младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые
условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его
интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды
деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во
взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет ребенок
стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра -
самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая игра, или как ее еще называют
творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность
детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых
условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок,
выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора,
мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.
Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не
может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и
эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой,
ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые
игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и
служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра берет свои истоки из
предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала
ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием,
то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал
взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с
предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для
ребенка образцом для подражания.
На границе раннего и дошкольного детства
возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода -
образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и
действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой
предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени.
Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся
впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок
вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником
сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода.
Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним
действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности
обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с
предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень
небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в
качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим,
как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством
организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.
Ребенок обычно получает много игрушек,
которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры:
орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через
подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и
овладевает навыками их использования.
Чтобы проследить развитие игры,
рассмотрим становление ее отдельных компонентов.
В каждой игре имеются свои игровые
средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и
сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте
игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих
манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен
одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и
пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые
условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество
участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов
и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда
складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к
другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
Игра у детей начинается с договора. Дети
договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют
между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с
выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать
ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного,
должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться,
показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент
выполнял его указания.
В ролевой игре дети отражают свой
окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной
жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере
взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в
«дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60
минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов
подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и
длительность игры.
Игровой сюжет, так же как и игровая
роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а
возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в
данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры
у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них
захотел поиграть.
Ролевая игра у старших дошкольников
подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое
поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного
возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в
игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием
«неправильного» игрока из игровой ситуации.
В игре осуществляются два вида
взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету
и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров,
товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку
общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию
других игроков.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном
возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре
ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и
ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих
отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие
познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни,
ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
В игре дети учатся общению друг с
другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует
развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением,
подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем
проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой
ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор
для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует
становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает
реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для
успешного перехода к учебной деятельности.
Комментарии