Консультация для родителей "Значение игры для ребёнка."
Игра
- главная и ведущая деятельность ребенка дошкольника!
“ Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в
игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть
представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…" Эта
замечательная мысль принадлежит А. С. Макаренко.
Для детей игра – это труд, который требует
настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не
воображаемых “понарошку”. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные
трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра
закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга,
сострадать и сорадоваться. Поэтому и
ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не
обремененный детскими страхами и проблемами.
Ребенку на словах можно сколько угодно что то объяснять,
например, "Что такое хорошо, а что
такое плохо" и очень трудно будет
сосредоточить его внимание , он мало что будет понимать, а именно игра способна
через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить
его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игры при умелой организации взрослых учат
многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке,
честности, смирению. Мои наблюдения на практике показали, если “недругов”
включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща,
заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для
друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто
оказываются сильнее дружбы.
Игра - ведущая
деятельность дошкольника, она имеет
большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического
воспитания детей.
Игра является ведущей не потому, что занимает больше свободного от сна
времени в его жизни, а потому, что приводит важнейшие изменения в психических
процессах и психических особенностях его личности. В ней возникают и
дифференцируются новые виды деятельности, в частности учения (целенаправленный
процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками), которое готовит
переход ребенка к следующей стадии развития - этапа младшего школьного
возраста.
С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство
диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод
коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии!
В психическом развитии
ребенка игре принадлежит особо важная роль. Она формирует ее способность к
произвольной деятельности и поведения, символических замен, саморегуляции,
тренирует память, развивает восприятие, мышление, фантазию, способность к
общению, волю.
В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают
больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.
Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в
игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру,
форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое
развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые
становятся точными и уверенными.
В игре
происходит развитие мотивационной сферы. В сюжетно-ролевой игре дети подражают
взрослым, тем самым мотивируя себя стать по-настоящему взрослее, то есть
получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Но для того чтобы в
ходе игры формировалась "правильная" мотивация, ребенок должен иметь
положительный пример взрослых перед глазами.
В процессе игры развиваются нравственные качества
ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они
способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр
носит коллективный характер.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства.
Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста,
сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.
Игра оказывает огромное влияние на
развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом
и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков
пользования речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.
В процессе игры взрослым желательно много
разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно
это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то,
что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей
обращаться с вопросами по поводу игрушек.
Хороводные игры и с пением способствуют развитию
выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют
произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является
сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.
В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой,
говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и
т.д.
Так же игра имеет большое
значение для здоровья! Особенно активные
игры на свежем воздухе.
Я считаю , что очень важно, чтобы в практике воспитания было
богатство разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна,
если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять
свой игровой багаж. Для этого хотелось бы , чтобы каждый воспитатель и родитель
был в этом заинтересован! Чтобы он всегда помнил , что игра - самое важное в
жизни ребенка!


Комментарии