Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка.
Развитие
игры на протяжении дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:
1.
Изменение сюжета игр. Для
разных народов характерны особые сюжеты. Одновременно им свойственны общие
тенденции развития: от игр на бытовой сюжет («дочки - матери» младших
дошкольников) к играм с производственным сюжетом («больница», «железная
дорога», «школа» в средних дошкольников), а далее - с общественно политическим
сюжетом («война», «парламент» в старших дошкольников). Это дает детям
возможность воспроизводить самые разнообразные особенности человеческой
деятельности и привлекать в игру любое количество сверстников, то есть
воспроизводить широкую систему отношений. В игре дошкольник открывает для себя
различия между моральными и аморальными поступками, поскольку он играет в
реальную жизнь.
2.
Изменение объекта игры. В
дошкольном возрасте игра развивается от воспроизведения действий с предметами
(мытье посуды, выпечки пасочки, рисование, одевание куклы – в младшем
дошкольном возрасте) к воспроизводству отношений между взрослыми (в среднем
дошкольном возрасте), а в старшем дошкольном возрасте главным становится
выполнение правил в соответствии к взятой на себя роли. Каждая роль
соответствует проникнутым из сферы отношений взрослых правилам. Дети охотно
подчиняются им или делают это под влиянием замечаний ровесников («так не
бывает», «это делается не так»).
3.
Изменение отношения между мнимой ситуацией и правилом. На первых порах правило игры скрытое по роли. С учетом этого Выготский
утверждал, что все игры с правилами возникли из игр в воображаемой ситуации.
При этом прослеживается тенденция, по которой со свертыванием воображаемой
ситуации разворачивается правило.
4.
Изменение характера переноса значений с одного предмета на другой. В младшем дошкольном возрасте для ребенка важно внешнее сходство
игрушки с реальным предметом. Позже сходство постепенно теряет свою важность.
5.
Изменение действий. С
развитием игровой деятельности действия ребенка превращаются в символические.
6.
Изменение характера отношений между детьми. В игре существуют игровые (отношение детей друг к другу как к ролям) и
реальные (взаимоотношения детей между собой) отношения. На первых порах
ведущими являются реальные отношения, которые распространяются и на
распределение ролей в игре. Со временем реальные отношения становятся все более
подчиненными игровым.
В
психическом развитии ребенка игре принадлежит особо важная роль. Она формирует
способность к произвольной деятельности и поведения, символических замен,
саморегуляции, тренирует память, развивает восприятие, мышление, фантазию,
способность к общению, волю. Игра способствует физическому развитию ребенка,
создает его перспективу. Как утверждал Л. Выготский, «в игре ребенок всегда
выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения;
как бы на голову выше самого себя. Игра включает в себя, все тенденции
развития; ребенок в игре будто пытается сделать прыжок над уровнем своего
привычного поведения ».
В
процессе игровой деятельности зарождаются и выделяются новые виды деятельности
дошкольника. Типичной для этого возраста является художественная деятельность,
дифференцируется на рисование, лепку, конструирование, изготовление аппликаций,
танцы, занятия по музыке, слушания сказок, чтение стихов, драматизацию. Рисование,
лепка, изготовление аппликаций, конструирование продуктивно направлены на
получение конечного продукта деятельности (рисунка, слепленной фигурки и т.д.).
Детские
рисунки имеют определенные особенности. Чем более развиты у дошкольника восприятие,
наблюдательность, тем шире запас его представлений, чем полнее и точнее он
отражает в своем творчестве действительность, тем богаче будут его
рисунки-фантазии. Эта деятельность не только связана с уровнем развития
психических процессов, но и отражает уровень развития личности в целом. В
рисунке дошкольник не только выявляет уровень познания мира, но и выражает
эмоциональное отношение к окружающему. Попросив его нарисовать предметы, сюжеты
по собственному вкусу, можно увидеть, что интересует, захватывает его, что он
предпочитает. Наблюдая за тем, кого из членов семьи нарисует дошкольник первым,
каких размеров персонажи рисунков, где размещает себя, какие цвета использует,
можно в определенной степени выяснить атмосферу в семье, отношение его к самым
близким людям.
Даже
при минимальных способностей ребенка к рисованию этот процесс положительно
влияет на его развитие, поскольку он активизирует мышление, тренирует память,
развивает воображение, настойчивость, усидчивость, учит аккуратности в работе,
вправляет руку, что очень важно в подготовке к школе.
В дошкольном возрасте начинают готовить ребенка к будущей трудовой жизни. Прежде всего сосредоточиваются на формировании у нее таких психологических предпосылок будущей трудовой деятельности, как умение действовать по обстоятельствам и требованиям других людей, проектировать свои действия; способность к самоконтролю и самооценки; произвольные движения руки; двигательные навыки.
Таким
образом, в старшем дошкольном возрасте работа имеет характер подражания.
Ребенок сначала копирует работу взрослого, а затем начинает сотрудничать с ним
в качестве помощника. На этом этапе важно, чтобы решающим моментом в трудовом
усилии была не ее заинтересованность, а польза для других людей, будущий
результат. Тогда даже самая неприятная работа будет приносить ему радость. Для
формирования интереса к трудовой деятельности необходимо умело поддерживать
положительные эмоции ребенка в процессе труда.
Комментарии