Условия успешного развития личности ребенка дошкольника.
Условия успешного развития личности ребенка дошкольника.
Дошкольное
детство охватывает младший дошкольный возраст (4-й год), средний дошкольный
возраст (5-й год), старший дошкольный возраст (6-й год, у некоторых детей еще и
несколько месяцев 7-го года жизни). На этом этапе складывается новая социальная
ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой
дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные
новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивность интеллектуального
развития ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Социальная
ситуация развития в дошкольном возрасте. В
раннем возрасте малыш открыл для себя существование взрослых, сложный их мир.
Именно отделения ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию, в
которой происходит стремление к самостоятельности.
Однако
ребенок продолжает жить вместе с взрослым, входит в его мир. Его основной
потребностью является участие в жизни и деятельности взрослых, поскольку в этом
возрасте ребенок не может реализовать себя из-за нехватки сил, умений, знаний.
Поэтому он становится взрослым в мыслях, воображении, ориентируется на него как
на образец, перебирая на себя свойственную взрослым определенную роль,
подражает взрослым, действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры. У
ребенка появляются элементарные обязанности, его связь со взрослым приобретает
новые формы, проявляющееся в замене совместной деятельности с самостоятельным
выполнением его указаний.
Существенной
особенностью дошкольного возраста является возникновение различных отношений
ребенка со сверстниками, образования детского группирования. Собственной
внутренней позиции дошкольника отношению к другим людям свойственно развитие
осознания собственного Я и значимости своих поступков, огромный интерес к миру
взрослых, их деятельности, отношений.
Ведущая
деятельность в дошкольном возрасте.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных
для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которая
является формой творческой деятельности. Играя, ребенок сочетает в себе роль
автора пьесы и актера, декоратора и техника. В игре он познает мир, отношения,
роли, поведение людей, моделирует межличностные отношения в нем, учится ориентироваться
в различных сферах человеческой жизнедеятельности, овладевает правилами и
нормами жизни. В игре происходит самопознание, осознание своего внутреннего
мира, овладение первыми формами саморегуляции.
Игра
является ведущей деятельностью дошкольника не потому, что занимает больше
свободного от сна времени в его жизни, а потому, что приводит важнейшие
изменения в психических процессах и психических особенностях его личности. В
ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности учения (целенаправленный
процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками), которое готовит
переход ребенка к следующей стадии развития – этапа младшего школьного возраста
.
В
свое время российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) отметил, что
причина преобразования игры на ведущую деятельность дошкольника состоит в
расширении осознаваемого им предметного мира. К нему относятся не только
предметы, представляющие ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам может
действовать (посуда, одежда, телефон, телевизор, мобильный телефон, а порой и
компьютер), но и предметы, действия взрослых, которые для нее физически
недоступны (автомобиль и т.п.). В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что
недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом,
поездом, делать покупки, грести веслами и тому подобное.
Следовательно,
при переходе от преддошкольного периода к дошкольному детству основой
трансформации игры есть осложнения предметной среды, овладение которым
становится для дошкольника главной задачей.
С
историей возникновения игры связанные игрушки, которых не знали первобытные
люди. Это свидетельствует, что игра возникла на определенном этапе
исторического развития общества, на котором ребенок занял важное место в
системе общественных отношений и межличностных отношений. Как известно, у
ребенка от трех до пяти лет оказывается сильная тенденция к самостоятельности
активного участия в жизни взрослых. На ранних исторических этапах, в
первобытном обществе, когда орудия труда были очень примитивными, малыш мог
удовлетворять эту потребность своим участием в совместной работе со взрослыми
(сбор ягод, корней, рыбалка и т.п.). С развитием общества, цивилизации,
усложнением орудий труда менялось место ребенка в системе общественных
отношений .
И
если на определенных этапах исторического развития он еще могла работать рядом
со взрослыми, используя меньшие по размеру, однако неизменные по внешним формой
и функцией орудия труда (маленькую лопату, маленький лук и т.д.), то
современный ребенок не в состоянии это сделать, поскольку современные игрушки является
в основном моделями орудий труда, подобными настоящих только внешним видом
(маленький трактор).
В
филогенезе и в онтогенезе ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает
необходимость участия в деятельности взрослых, которая для него недоступна.
Тогда и возникает воображаемая ситуация, в которой малыш вроде воспроизводит
действия, поведение, отношения взрослых. Такая деятельность является ролевой
игрой.
Ролевая
игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и
обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и
отношения между ними.
В
ролевых играх дети используют различные игровые предметы, заменяющие реальные
предметы деятельности взрослых. Как феномен, ролевая игра является социальной
по своей природе, происхождению и содержанию. Она разворачивается, по утверждению
Д. Эльконина, от конкретного предметного действия в обобщенное ролевое
действие: есть ложкой, кормить ложкой куклу, как мама, – таков схематичный путь
к ролевой игре.
Основной
единицей развернутой формы игровой деятельности является роль и органически
связанные с ней действия. В ролях воплощаются сюжет (сфера деятельности,
которую дети отражают в игре) и содержание (то, что воспроизводится ребенком
как характерный момент деятельности взрослых и отношений между ними) игры.
Комментарии